Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:

  • 117647, г. Москва, ул. Академика Капицы, д.11
  • +7 (495) 429-69-31
  • ds15@zdrav.mos.ru

Консультация логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

25.09.2017

Количество просмотров: 1963

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка не­обходимых школьных принад­лежностей, это функциональ­ное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школь­ной программой.

Функциональная готовность ребенка — стимуляция физи­ологических и психических процессов в его организме: раз­витие мелкой моторики паль­цев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и пони­мание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуаль­ная готовность, интерес к но­вому и навыки общения.

Дошкольный возраст явля­ется благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, кото­рые входят в число необходи­мых предпосылок формирова­ния учебной деятельности

Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:

  • сильное желание учить­ся (созревание учебного моти­ва);
  • достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
  • способность к выполне­нию основных мыслительных операций;
  • достижение определен­ного уровня физической и психической выносливости;
  • развитие интеллектуаль­ных, моральных и эстетичес­ких чувств;
  • определенный уровень речевого развития (коммуни­кация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрос­лыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дис­циплинированным.

Формирование граммати­чески правильной, лексичес­ки богатой и фонетически чет­кой речи, дающей возмож­ность речевого общения и подготавливающей к обуче­нию в школе, — одна из важ­ных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо раз­витой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать во­просы, договориться со свер­стниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаи­моотношения с людьми и не­редко накладывает отпечаток на его характер.

К 6—7 годам дети с речевой патологией на­чинают осознавать дефекты своей речи, болезненно пере­живают их, становятся молча­ливыми, застенчивыми, раз­дражительными .

Основные показатели речевой готовности:

  1.  Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформирован­ность фонематических процес­сов, умение слышать и разли­чать, дифференцировать фоне­мы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звуко­вого состава речи: умение вы­делять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа а, у, и; анализ обратного слога гласный — согласный типа aн; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять тер­мины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки глас­ный, согласный, звонкий, глу­хой, твердый, мягкий. Оцени­ваются умение работать со схе­мой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Умение пользоваться раз­ными способами словообразо­вания, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласка­тельным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грам­матического строя речи: уме­ние пользоваться развернутой фразовой речью, умение рабо­тать с предложением; правиль­но строить простые предложе­ния, видеть связь слов в пред­ложениях, распространять предложения второстепенны­ми и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятель­но находить ошибки и устра­нять их; составлять предложе­ния по опорным словам и кар­тинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять само­стоятельно рассказ-описание.

К чему приводит недостаточный уровень речевой готовности?

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематичес­кие процессы), как правило, заменяют и смешивают фоне­мы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих: твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недораз­вития звуковой стороны речи препятствует овладению навы­ками анализа и синтеза зву­кового состава слова и служит причиной появления вторично­го дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с на­рушениями произношения зву­ков может наблюдаться недораз­витие фонематических процес­сов и лексико-грамматических средств языка (общее недораз­витие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточ­ность фонематических процес­сов, их словарь ограничен, грам­матическое оформление устных высказываний изобилует спе­цифическими ошибками; са­мостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой те­матики характеризуется фраг­ментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препят­ствия при обучении грамотно­му письму и правильному чте­нию. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографичес­ких и синтаксических ошибок.

Основная задача родите­лей — вовремя обратить внимание на различные нару­шения устной речи своего ре­бенка, чтобы начать логопеди­ческую работу с ним до шко­лы, предотвратить трудности общения в коллективе и неус­певаемость в общеобразователь­ной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат